Географическое разделение труда является неизбежным
результатом развития человеческого общества и непосредственно связано с развитием
и усложнением наук, производства и обмена. Оно является одним из элементов
общественного разделения труда. Известный американскийэтнограф Л.Г. Морган в конце XIX в.
дал следующую периодизацию первобытной истории:
- дикость – преимущественное присвоение
готовых продуктов природы;
- варварство – развитие скотоводства и
земледелия;
- цивилизация – развитие
промышленности.
В соответствии с развитием
человеческого общества затем было выделено три последовательно возникших
крупных разделения общественного труда, которые и явились факторами
исторической эволюции:
- отделение земледелия от животноводства
и сопутствующее одомашнивание животных;
- отделение ремесла от земледелия и
животноводства;
- отделение обращения (обмена,
торговли) от производства.
Это классическая схема развития
общественного разделения труда получила дальнейшее развитие в работах К.Маркса
и М.Вебера. К.Маркс в качестве наивысшей формы общественного разделения
трудасчитал его деление на материальный
и духовный, что стало возможным с появлением письменности. М.Вебер считал
основным разделением общественного труда деление его на распорядительный и
исполнительный.
Теория географического разделения труда
наиболее глубоко и всесторонне раскрыта в работах Н.Н. Баранского, который
считал эту категорию основополагающей в экономической географии. В дальнейшем,
существенный вклад в ее развитие внесли И.А. Витвер,
Н.Н. Колосовский, Ю.Г. Саушкин, Б.Н. Семевский,
Н.С. Мироненко и ряд других ученых. Н.Н. Баранский сформулировал
следующую общую предпосылку географического разделения труда: оно может осуществляться
лишь в том случае, если цена товара на месте его продажи будет превышать его
цену на месте производства, суммированную с транспортными расходами на его
перевозку. И.А. Витвер говорил, что для формирования международного
географического разделения труда необходимы три условия: 1) страна-производитель
должна обладать теми или иными преимуществами в развитии данной отрасли перед
другими странами; 2) вне страны-производителя должны существовать страны, где
возникает спрос на ее продукцию по более высокой цене; 3) расход на перевозку
продукции от места производства до места потребления не должен «съедать»
разницу между ценой производства и продажной ценой. Эти условия приводят к
тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы
прикрепляются к определенным территориям.